Троице-Измайловский собор
Не только жители Петербурга, любуются белоснежным Троице-Измайловским собором, оттенённым лазурными куполами, один из символов нашего государства.
Весной 1828 года было принято решение о возведении в Санкт-Петербурге нового собора. Торжественное заложение храма состоялось в присутствии будущего престолонаследника Александра и императрицы Марии Фёдоровны митрополитом Серафимом. Строился храм для Измайловского полка в честь Святой Живоначальной Троицы, откуда и получил своё название.
Государь Николай I принял решение заменить обветшалую деревянную церковь красивым каменным собором. По его замыслам, проект нового храма выглядел представленным тремя боковыми алтарями: одним – в честь Святого мученика Иоанна Воина, другим – Святой Марии Магдалины, а центральным – Святой Троицы. Руководство строительством было поручено Василию Стасову и Петру Петровичу Базену. Принимал непосредственное участие в руководстве и сам император.
Разработка проекта собора была отдана в руки Василия Стасова, который хотел создать достойный храм внушительных размеров, беря за основу идею триумфа русской армии. Храм действительно получался огромного размера, уступая лишь строящемуся уже тогда Исаакиевскому собору.
Однако с самого начала строительства собора в 1828 году его нельзя было назвать лёгким. При устройстве основания четырёхсаженных свай было заколочено почти в 2 раза больше, чем предполагалось. Фундамент выкладывался из известняковых плит, нижняя часть наружной стены – из гранита, а колонны и стены – из кирпича.
В 1830 году начался самый сложный этап строительства – возведение основного цилиндрической части с куполом. Ошибка, допущенная в расчётах, круто изменила ситуацию. Тяжесть купола поспособствовала образованию трещин в колоннах, за что архитектор Стасов был наказан сутками гауптвахты. Инженеру Петру Базену досталась нелёгкая работа по устранению недочётов, которая длилась более года.
К весне 1832 года красивый величавый купол был готов. 280 звёзд золотого цвета расположились на центральном куполе, малые купола украшали 208 звёзд. Вспомогательные строительные конструкции были сняты в конце осени, открыв взорам петербуржцев собор во всей красе. Но любоваться пришлось не долго – февральской ночью 1833 года буря нарушила целостность главного купола. Снова следствие, снова наказание Стасова. Создание нового проекта купола было поручено Базену. В 1835 году завершалась отделка фасадов и внутреннего убранства собора.
Написанием икон по приглашению Стасова занимались академики и известные художники, такие как Василий Сазонов, Андрей Иванов, Алексей Егоров, Василий Шебуев и многие другие. Николай I, не сумевший присутствовать на торжественном освящении собора, посетил его позже. Иконы, написанные академиками, вызвали у императора недовольство. Возможно, причиной этому стало то, что именитые авторы не уделили должного внимания форме иконостаса и специфике места. Император отдал приказ вернуть задаток и отказаться от данных работ. Но работы художника Николая Майкова, выбранного государем, тоже оказались неподходящими, поэтому часть икон, написанных известными академиками, оставили.
Трудоёмкие работы по восстановлению собора после событий XIX-XX вв. начались в 1990 году и тянулись вплоть до 2006 года. Именно в конце лета этого года страшный пожар внёс свои коррективы в реконструкцию. Огонь распространялся очень стремительно, зародившись на строительных лесах и вмешавшись в богослужение. Богослужение допустимым образом пришлось сократить, чтобы начать операцию по спасению икон.
К счастью удалось избежать катастрофических последствий, которые могли бы наступить, если бы вследствие пожара обрушился свод центрального купола. Тем не менее, справиться с огнём было очень трудно. Пришлось задействовать вертолёты Ми-8 для тушения пожара, поскольку длины пожарных лестниц не хватало.
В результате огнём был полностью уничтожен прослуживший 170 лет центральный купол и малые купола, а также от воды сильно пострадали и интерьеры храма.
Материальная помощь спонсоров, выделенная на реконструкцию собора, позволила в кратчайшие сроки устранить ущерб, нанесённый пожаром. И уже через 2 года собор вновь радовал горожан своей красотой.
Полковый храм, которым по сути являлся Троице-Измайловский собор, был популярен и среди «гражданских» прихожан. В 1867 году Фёдор Михайлович Достоевский венчался со своей второй женой Анной Сниткиной в Троице-Измайловском соборе, брак с которой оказался счастливым для писателя.
Это интересно