Как добраться до объекта 825ГТС в Балаклаве

Объект 825ГТС – некогда сверхсекретная база подводных лодок на южном берегу Крымского полуострова, ныне превращенная во впечатляющий музейный комплекс.

Где находится объект 825ГТС

Объект 825ГТС расположен в пределах населенного пункта Балаклава – части городского округа Севастополя. Бывший военный объект расположен на Южном берегу Крыма на побережье Балаклавской бухты – одной из наиболее удобных для размещения надземных и подземных кораблей во всем Крыму. Точный адрес – Крымский полуостров, г. Севастополь, Балаклава, ул. Таврическая набережная, д. 22.

Как добраться

Чтобы добраться до Балаклавы на личном автомобиле, нужно выехать из Севастополя в восточном направлении на трассу Н19 Ялта – Севастополь. Через 1 км после развязки «Ялтинское кольцо» нужно взять правее и с основной дороги съехать на трассу, ведущую в Балаклаву. Далее следует двигаться в южном направлении по ул. Крестовского.

Вторая трасса, ведущая в Балаклаву из Севастополя – Балаклавское шоссе. Этот путь больше подходит для тех путешественников, которые едут в Балаклаву из южной части Севастополя. Балаклавское шоссе начинается от рынка «5-й километр» на юго-востоке Севастополя. После выезда из городской черты на развязке нужно взять правее и повернуть на улицу Новикова, ведущую прямо в центр Балаклавы. Оба варианта маршрута при отсутствии пробок займут не более 15-20 минут.

При въезде в Балаклаву нужно продолжать двигаться на юг в сторону моря. При приближении к Балаклавской бухте следует держаться правее, так как Таврическая набережная, где находится музей, располагается на западном берегу бухты.

Добраться общественным транспортом в Балаклаву не составит проблем. От остановки «5-й километр» в Севастополе до Балаклавы ходят автобусы и маршрутки №9, №94, №99. В Балаклаве необходимо выйти на остановке «Оболонь». От остановки до места назначения можно дойти пешком за 10-15 минут.

История музея холодной войны

Объект 825ГТС изначально предназначался для размещения подводных лодок Черноморского флота СССР. Впоследствии с развитием ядерного вооружения секретная база субмарин в Балаклаве стала одной из гарантий ответного удара в гипотетической ядерной войне между Советским Союзом и США.

После окончания Великой Отечественной войны в СССР была принята доктрина, предусматривающая защиту критически важных объектов от ядерных ударов. Балаклава как пункт размещения подводных лодок Черноморского флота стала местом строительства противоядерного объекта, способного выдержать ядерный взрыв мощностью в 100 кт.

Плюсы Балаклавской бухты были неоспоримы: она достаточно глубока (от 10 до 35 м) для прохода подлодок, длинна – около 1,5 км и прикрыта с обеих сторон скальными выступами. Для размещения подземной базы руководство проекта выбрало гору Таврос на западном берегу Балаклавской бухты.

Строительство подземной базы субмарин началось в 1953 году и продолжалось 10 лет. В 1961 году был закончен объект 825ГТС – ремонтная часть, в последующие 2 года были введены минно-торпедное отделение и объект 820 – место хранения ядерного оружия. Первоначально комплекс строили военные, однако из-за сложности подземного строительства дальнейшее возведение было поручено работникам «Метростроя».

Для большей секретности подземная база строилась под кодовым названием 825ГТС. Официально здесь возводилась балаклавская телефонная станция, что и дало название второй части объекта (ГТС). Сам город Балаклава с населением в 18 тыс жителей был закрыт для свободного посещения, его имя было стерто со всех карт. Балаклава была передана в подчинение Севастополю и стала закрытым районом города.

База стала местом размещения и обслуживания подлодок 613-го и 633-го проектов. Появление подводных лодок более новых поколений, которые по своим размерам и характеристикам не могли помещаться в доки базы, поставило вопрос о переоборудовании или закрытии объекта. Однако этот вопрос так и не был решен.

На протяжении нескольких десятков лет объект 825ГТС оставался основной базой размещения субмарин ЧФ СССР и местом хранения и оборудования подлодок ядерным оружием. После развала СССР и раздела Черноморского флота между РФ и Украиной объект достался украинской стороне. С 1992 года база была оставлена, охрана снята, а ее основные ценности были разграблены мародерами. На протяжении десятка лет единственными посетителями объекта были охотники за цветным металлом и любители экстремальных ощущений.

В 2000 году объект перешел под управление ВМС Украины, однако лишь 3 года спустя на объекте появилась охрана, тогда же здесь был оборудован музейный комплекс «Балаклава». В 2014 году вместе со всем полуостровом объект перешел под юрисдикцию России.

Как попасть на объект

Сейчас на бывшей базе субмарин размещен Балаклавский музейный комплекс, принадлежащий севастопольскому Музею фортификационных сооружений. Бывший секретный объект сейчас доступен для посещения всем желающим, для этого нужно оплатить экскурсионные билеты. Посещающим доступны два варианта экскурсий:

  • пешеходная прогулка продолжительностью 1 час 20 минут протяженностью 900 м;
  • получасовая экскурсия на катере по 600-метровому судоходному каналу.

Водная экскурсия доступна в летний период с мая по октябрь, пешеходная – в любое время. Стоимость обоих видов экскурсий одинаковая.

Что внутри базы подводных лодок в Балаклаве

Подземная база субмарин в Балаклаве состояла из 4 сооружений:

  • гидротехническое сооружение – канал и сухой док (объект 825ГТС);
  • минно-терпедная часть, предназначенная для подвоза вооружения субмарин;
  • объект 920 «Арсенал» – место хранения ядерного оружия;
  • топливное хранилище.

Несмотря на то, что формально объектом 825 ГТС являются лишь подземный канал и сухой док, сейчас под этим именем обычное понимается все подземное сооружение в комплексе.

Общая площадь подземных помещений базы – более 5 тыс. км². Однако туристам открыты далеко не все из них – многие помещения заброшены и представляют опасность для посетителей, другие до сих пор засекречены. Однако большую часть бывшего сверхсекретного объекта можно посетить.

Общий туристический маршрут по всем подземным сооружениям составляет 900 метров. Самая впечатляющая часть подземного комплекса – туннель для входа и выхода подводных лодок. Вход и выход оборудованы 150-тонными батопортами – затворами для заполнения канала водой.

Залы музея

Сейчас в музейном комплексе доступны несколько залов с экспозициями. Пешеходная экскурсия начинается от восточного входа в комплекс.

  1. Первый транспортный зал, в котором расположена экспозиция «История строительства подземного комплекса» и «Подземный Севастополь». Здесь зрителям представлена техника, с помощью которой проводились буровзрывные работы, а также техника для вывоза горной породы.

  2. Главный транспортный коридор имеет протяженность 300 метров. На полу транспортного коридора установлены рельсы для перевозки тележек с торпедами. Здесь же можно осмотреть макет торпеды субмарины. В транспортном коридоре располагается выставка «Подводные силы России».

  3. Преддоковая площадка – место размещения станков и материалов, необходимых для ремонта субмарин. Сейчас на площадке размещена сверхмалая подводная лодка проекта «Тритон 1М».

  4. Сухой док для ремонта субмарин протяженностью 102 метра. В сухом доке расположен макет подводной лодки проекта 613.

  5. Главный подземный канал для входа субмарин протяженностью 600 метров, глубиной 8 метров и шириной от 16 до 22 метров. При экскурсии на катере туристы проплывают по каналу от входного батопорта до южного батопорта.

  6. Переход к арсенальной части музея – бывшему месту хранения ядерного оружия (объект 820). Арсенальная часть музея начинается с экспозиции ЦКБ «Черноморец». Перед входом в арсенальную площадку установлены защитные двери. Каждая створка которых достигает веса в 10 тонн. Здесь можно осмотреть макет тяжелого авианесущего крейсера «Киев».

  7. Следующий зал расположен в цехе регламентных работ «Арсенал» и посвящен экспозиции «История подводных сил ЧФ». Здесь можно осмотреть макет торпеды с ядерной боеголовкой, макет крылатой ракеты X-22 и макет атомохода проекта 941 «Акула».

  8. В следующем зале размещена выставка «Подводные силы ЧФ в годы Великой Отечественной войны». Зал расположен в бывшем помещении хранилища ядерных зарядов.

  9. Зал, расположенный в помещении бывшей технической зоне «Арсенала». Во время существования базы здесь располагались служебные и технические помещения, пульт управления и т. д.

  10. Выход из арсенальной части и подземного комплекса в целом. На выходе расположен палубный штурмовик ЯК-38, базировавшийся на авианесущем крейсере ЧФ.

Контактная информация

Расписание работы музея в летний период (с мая по октябрь): среда – воскресенье, 10:00 – 18:30, последняя экскурсия начинается в 17:00, кассы работают до 16:50, перерыв в работе касс – 13:00 – 14:00. Понедельник и вторник – санитарный день.

График работы в зимний период (ноябрь – апрель): среда – воскресенье, 10:00 – 17:30, последняя экскурсия начинается в 16:00, кассы работают до 15:50. Понедельник и вторник – санитарный день.

Свободное посещение музея без экскурсионного обслуживания запрещено. Экскурсионные группы формируются у входа в музей, минимальная численность группы – 5 человек, максимальная – 50 человек. Продолжительность экскурсии – от 1,5 до 2 часов.

Стоимость билетов – 300 RUB, для учащихся средних школ и студентов – 100 RUB. Дети до 6-7 лет, герои России и Советского Союза, герои соцтруда, ветераны боевых действий и другие льготные группы населения обслуживаются бесплатно. Посещение детей до 5 лет запрещено по причине их быстрой утомляемости.

Телефон для справок – +7(8692)63-75-90, заказ экскурсий – +7-978-889-10-56.

Любительская фотосъемка в залах музея осуществляется бесплатно, профессиональное фотографирование и видеосъемка находятся под запретом и могут проводиться только по согласованию с администрацией. Из-за подземного расположения температура внутри базы не превышает +16 °C, поэтому при посещении рекомендуется взять с собой теплую одежду.

Подземная база субмарин в Балаклаве – впечатляющий памятник холодной войны, волею судьбы превратившийся в туристический объект. Сейчас музейный комплекс – один из наиболее интересных объектов в Севастополе и на всем Крымском полуострове.

Это интересно