Вуду в Бенине

Бенин: западноафриканское фото путешествие по следам Вуду, обряды и жертвоприношения, транс и короли Африки.

Приземлившись в Котону, я посетил Абомей, Порто-Ново, Ганвие, Уиду и, наконец, вернулся обратно в Котону вместе со своими монтерами: Ульрихом и Сержем Дэвидом. Они очень опытные бенинские журналисты.

Миссия заключалась в том, чтобы документировать как можно больше всего из бенинской культуры вуду, и благодаря бесконечным связям – и терпению – моих гидов, мне посчастливилось выпить достаточное количество чая (и даже джин) с королями, верховными жрецами и жрицами, знахарями и ясновидящими. Я также присутствовал на многочисленных церемониях вуду, от личных семейных торжеств до шумных мероприятий с участием всей общины в танцах, пении и благодарении. Я встречал людей в состоянии транса – и видел бесчисленное множество кур и коз, которых приносили в жертву в качестве даров богам.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: содержит изображения принесения животных в жертву.


Древний город Абомей, рассвет. Это было местом кровожадной империи Дагомей.


Стоянка для грузовиков, недалеко от Бохикона.


Автозаправочная станция, Бохикон. Бензин, нелегально импортированный из Нигерии, продается на обочине дороги в больших и маленьких бутылках. Есть несколько более традиционных автозаправочных станций, но они действительно используются только для больших грузовиков.


Дах Тегбесью со своей женой Розалин и 3-месячной дочерью. Дах – значимый жрец вуду в Абомее и советник короля. У него две жены и четверо детей.


Церемония Zokoete, недалеко от Абомея, где 65 новых призывников вуду исполняют символические танцы. Даже на важных религиозных церемониях в отдаленных деревнях, таких как эта, нет спасения от телефонных камер.




Подземелья плато Абомея – несколько созданных пещер, через которые целые общины обращались в бегство от кровожадных королей и работорговцев в период с конца XVII-го – начала XIX-го века. Было найдено более 1600 подземных деревень. Их находят до сих пор.


Нэн Хуанджрэ Кподжито, высшая жрица Абомея. Чтобы войти в ее покои, мне пришлось ползти к ней для благословения, не глядя, подарить джин и поцеловать землю у ее ног.


Знахарь, Бохикон.


Ночной рынок, Бохикон.


Дорога в Котону, сумерки.


На пути в Ганвие, деревню на сваях посреди озера Нукуе.



Ганвие – «Венеция Западной Африки», находящаяся посреди озера Нукуе, недалеко от Котону. Эта водная деревня образовалась в 1717, когда люди тофину бежали от жестокого короля, который отказался путешествовать по воде прежде, чем начать битву. Община находилась в этой деревне с тех самых пор, а сейчас это одна из главных туристических достопримечательностей страны.




Порто-Ново – официальная столица Бенина, хотя это небольшой, сонный городок по сравнению с размашистым, безумным Котону. Этот снимок был сделан с крыши великолепного отеля Les Ambassadeurs благодаря директору Эльвире Акпови.


Его Величество Де-Гбезе Эонтинме Тоффа IX – король Порто-Ново и очень значительная фигура в вуду. Он был церемониальным лидером с 2007 и он сказал мне, что его обязанность – защищать традиции, присматривать за последователями храма и трудиться на благо мира. Он черпает свою мощь от вуду.


Прибрежная дорога от Порто-Ново до Котону.


Котону, сумерки, от моста Martin Luther King. Справа находится огромная территория рынка Dantokpa размером с небольшой городок.


Рынок Dantokpa, сумерки. Рынок выходит на Лагуну-де-Котону, канал, который проходит между океаном и озером Нукуе, на север.



Марше Ведоко, Котону – растения и травы, используемые жрецами вуду и знахарями.


Этот торговец на рынке продает животных – живых и мертвых – для использования в церемониях вуду, включая этого питона.


Валери Винакпон. У нее есть ТВ-шоу, кулинарная книга, а теперь еще и сеть ресторанов – Saveurs du Benin.


Крыса и жареный картофель – или Агути с картофелем фри. Агути – вид крысы, бенинский деликатес, приготовленный здесь с морковью, баклажаном и луком. Жареный картофель подали по моему запросу, по традициям, его не едят с этим блюдом – но я рекомендую его.



Портной, Котону.


Пара Ангбето – богов, которые защищают общину. Во время церемоний они оживают и танцуют.


Дах Акплогэн, верховный жрец вуду в Годомее, районе Котону. Я описываю совсем другую сцену, свидетелем которой я был: почти в полной темноте, свет был только сзади него, я вообще не мог видеть Даха, кроме его сандалий, когда я поцеловал землю у его ног и подарил ему джин, что можно увидеть на фото.


С благословения Даха Акплогэна, я смог посетить Houetanou на следующий день – ежегодную церемонию, где вся община (в данном случае Годомей, трущобы в Котону) объединяется, чтобы принести в жертву своим предкам сотни кур и десятки коз. Каждая семья представляет жертву верховному жрецу, получает благословение и осуществляет пожертвование.



Верховному жрецу, Даху Гбезе Локоденажежи, представляют дары богам – бесчисленное множество кур и десяток коз, наряду с напитками, зернами и другими продуктами.



Люди стоят в очереди, чтобы пасть ниц перед жрецом и богами, поют и танцуют.



Джин был атрибутом каждой церемонии, на которой я присутствовал.


Жертвенный нож.


Кровь предлагается богам – самих животных позже съедает община на праздничном банкете. Ничего не пропадает зря.




Большинство животных умирает быстро. Однако эта коза мучилась немного дольше. Время от времени на это тяжело было смотреть, но я видел много животных, которые погибали.







Бенинская Виагра.


Пляж в Уиде.


Путь рабов в Уиду показывают статуи, символизирующие богов вуду.



Храм питонов, Уида. Уида – одна из самых значительных и священных бенинских территорий, название которой буквально означает «поклонение змеям». Здесь туристы и богомольцы выстраиваются в очереди, чтобы сфотографироваться с питонами.





Его Величество Дада Дагбо Хоунон Хоуна II – верховный жрец вуду в Уиде – и один из самых важных фигур в религии во всей Западной Африке в окружении своих министров.


Нэн Деффон Хоуеноу Кнум Лайза Ветенон – верховная жрица Уиды.


Помощница Нэн обливает изваяние бога Гоу Агбаоунба пальмовым маслом.




Фетиш, представляющий бога Гоу Наньтчя.


Церемония Fa, где ясновидящие используют орехи, чтобы предсказать будущее. Их перекатывают в ладони, и боги выражают свое мнение – существует 250 возможных интерпретаций.



Церемония Fa в Кромассе, деревне недалеко от Уиды. Она состоялась поздно ночью, в доме жреца, Даха Ахоунгнимона. Он принес в жертву несколько кур и попытался принести в жертву козу, чтобы защитить семью и увеличить свою силу. Однако вся церемония, которая продлилась до 4.00, была проведена впустую, потому что коза отказалась есть жертвенные листья.




Прилавок фетиша, Уида.



Танец Дэна, Уида. Эта церемония приветствует новых последователей религии.



Эта женщина одержима богами и находится в состоянии транса. Люди становятся агрессивными и непредсказуемыми в этом состоянии, и, видимо, ничего не помнят, когда выходят из транса.



Ульрих, мой монтер, переводчик и гид, и редактор престижной бенинской газеты. Он занимается разведением кур в доме своих родителей в Котону в качестве хобби.

Это интересно