Советские автобусные остановки
Удивительная подборка фотографий за 13 лет от Криса Гервига, которая вылилась в целую книгу – Советские автобусные остановки.
После того, как я открыл для себя возможность отправляться в длительные путешествия на велосипеде, я заинтересовался автобусными остановками на территории бывшего Советского Союза. Это и стало причиной моих путешествий. 18 000 км и 13 стран – вероятно, это самая большая коллекция из советских автобусных остановок, когда-либо существовавших.
Более десяти лет назад мне удалось сделать случайное феноменальное открытие, с которого и началось мое увлекательное фотографическое путешествие с навязчивой идеей: посетить 13 стран за 13 лет.
Во время длительной поездки на велосипеде из Лондона в Санкт-Петербург осенью 2002-го года, мной было принято решение поставить перед собой следующую задачу – делать интересный фотоснимок каждый час. Я так и делал на протяжении всего этого путешествия и стал отмечать для себя автобусные остановки, находящиеся на абсолютно безлюдных дорожных участках.
Длительные часы в седле и медленно меняющийся ландшафт вдоль проселочных дорог Латвии, Литвы, Эстонии и России, создавали отличные условия для моих открытий. В упомянутых мною странах в основном был чисто графический стиль, каждая остановка отличалась лишь участком дороги.
В период с 2003-го по 2006-й года я жил в Казахстане, и занимался исследованиями пяти стран и бывших советских государств Центральной Азии: Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и Казахстана.
Везде я нашел удивительные автобусные остановки. Часто они встречались в середине пустыни, степи или сельской местности, когда другие признаки человеческого проживания отсутствовали в принципе. Это было похоже на то, что кроме земли впереди больше ничего нет – лишь бесконечный горизонт.
Моя навязчивая идея росла с каждым днем, и в результате я отправился в путь с целью посещения еще пяти стран: Украины, Молдовы, Грузии, Армении, Беларуси и сепаратистской Абхазии. Позже я планировал вернуться в Прибалтику, пропутешествовать тысячи километров на автобусе, взять автомобиль на прокат (либо такси). У меня была конкретная цель – найти самые лучшие автобусные остановки. Я был одержим. Считал это миссией. Ничто не могло заставить меня отказаться от этого.
Я искал дорожные блоги, опрашивал водителей автобусов, таксистов и даже отсканировал наиболее эффективные маршруты (по моему мнению). Я не разочаровывался, поскольку каждое новое открытие, как правило, затмевало предыдущее.
Охота на самые удивительные автобусные остановки на территории бывшего Советского Союза стала моей целью и моей причиной для путешествий.
Возможно, есть какой-то смысл в том, что слово автобус является как бы символом анархии. Оказалось, что автобусная остановка – это благодатная почва для радикальных местных художественных экспериментов в советский период. Они были построены, как казалось, без ограничений стиля или бюджета. Результатом стало потрясающее многообразие стилей и типов любого вида, от строгого брутального до множества других.
В некоторых странах прессе и выражению мнений предоставляется ограниченное количество свободы. Туристы ее получают редко. Здесь фотографы должны обладать специальными визами. Я часто с этим сталкивался, и не мог посетить страну по туристической визе.
Как я ни старался не вызывать подозрений, меня неоднократно обвиняли в шпионаже, и лишь чудом я избегал серьезных проблем. Все это делало каждое новое открытие еще более ценным.
В Абхазии мой водитель обвинил меня в том, что я – грузинский агент и фотографирую страну со шпионской целью. Он требовал денег, угрожал милицией. Разумеется, его не убедил мой рассказ, что, «я просто приехал в Вашу страну, чтобы увидеть Ваши автобусные остановки». Я был рад завершить это путешествие с относительно небольшим инцидентом. Из путешествия я захватил фотографии нескольких безумно красивых автобусных остановок – таких мне еще не доводилось видеть.
За тринадцать лет я проехал более 18 000 километров в 13-ти странах бывшего Советского Союза, путешествуя на автомобиле, велосипеде, автобусе и такси, чтобы выследить и задокументировать эти необычные автобусные остановки.
Скорее всего, у меня получилась самая большая коллекция фотографий советских автобусных остановок, когда-либо собираемых. Признаюсь, мысли о славе меня иногда посещали. Но все равно не столь важно. Я больше надеюсь на то, что это поможет сохранить этот уникальный исторический вид искусства.
Крис Гервиг
http://fuel-design.com/publishing/soviet-bus-stops/
Это интересно