Тадж-Махал
Архитектурный ансамбль Тадж-Махала – воплощение истории любви, столь же совершенной. Канула в лету некогда могущественное государство Великих Моголов, и забылись завоевания их правителей.
Но одного из них люди будут помнить всегда. Не за военные победы, а за волнующую историю его любви, редкой по силе и глубине. Тадж-Махал – настоящий храм великой любви падишаха Шах-Джанана и его жены.
Мавзолей Тадж-Махал находится в Индии, в городе Агра. В памятнике сочетаются лучшие образцы мусульманской, персидской и индийской архитектурной мысли. Этот памятник – одно из 7 чудес света и визитная карточка страны. Ежегодно миллионы туристов восхищаются этим выдающимся творением человеческого гения. Английский поэт и журналист Эдвин Арнольд назвал памятник «воплощёнными в камне любовными страданиями императора», а Рабиндранат Тагор – «слезой на щеке вечности».
Особенно интересно, что это индийское чудо выглядит по-разному в зависимости от времени суток и погоды. На рассвете цвет Тадж-Махала переходит от молочного к серебристому, а затем розовому. Белоснежный в полдень, он становится золотым на закате. А в дождливую погоду мрамор кажется полупрозрачным.
История Тадж-Махала
С XVI в. в Индии властвовали Великие Моголы. Их пятый падишах (император) Шах Джахан имел, как это принято у мусульман, свой гарем. Его третьей женой в 1612 г. стала Арджуманд Бану. Потрясённый красотой невестки, свёкр во время свадьбы назвал её Мумтаз Махал – «Украшение дворца». По одной из версий, эта бедную девушку Шах Джахан случайно увидел на базаре. Согласно другим сведениям, она была дочерью первого визиря.
По свидетельству жившего в Индии в те годы французского путешественника и врача Франсуа Бернье, после свадьбы для Шах Джахана перестали существовать другие женщины. Супруги были неразлучны. Мумтаз Махал присутствовала на всех государственных церемониях, и даже сопровождала мужа в военных походах. В одном из них, в 1631 г., Мумтаз Махал умерла при родах их 14-го ребёнка.
Шах Джахан чрезвычайно тяжело переживал кончину любимой жены. Он поседел за одну неделю, не хотел никого видеть, и был на грани самоубийства. Через полгода он перевёз временно захороненное тело в Агру, где начал создание для покойной супруги мавзолея, равного которому не было на земле. Планируемое сооружение задумывалось прекрасным, как была Мумтаз Махал, и величественным, как любовь между ней и Шах Джаханом.
Строительство мавзолея-мечети продолжалось 22 года. В нём были заняты свыше 20 тысяч человек. Лучшие строители, скульпторы и каллиграфы приглашались из Персии, Османской империи и Европы. Большинство исследователей считает, что руководил работами персидский архитектор Устад Иса Мухаммад. Мавзолей получило имя Тадж-Махал – «Венец дворцов».
Через несколько лет после окончания строительства Шах Джанан был свергнут своим сыном Аурангзебом, и помещён в Красный форт Агры под арест. Утешением для бывшего правителя была возможность видеть своё творение из окна. А в 1666 г. Аурангзеб исполнил последнюю просьбу умершего отца похоронить его рядом с любимой женой в Тадж-Махале.
Красивейший архитектурный и исторический памятник не всегда оценивался по достоинству. Неблагоприятной для него оказалась большая часть британского колониального периода. Так, в XIX в. англичане превратили его в увеселительное заведение с танцами. Отдыхающие здесь гости (не только англичане, но и индийцы) часто элементарно грабили декор фасада и интерьера. Вандалы не пощадили даже гробницы, лишившиеся многих сокровищ.
От полного упадка Тадж-Махал спас лорд Керзон – генерал-губернатор Индии, умевший ценить прекрасное (в отличие от своих предшественников). По его распоряжению, в начале XX в. была осуществлена масштабная реставрация памятника. Она позволила вернуть сооружению его прежнее великолепие. А в 2002 г., восстановили его первоначальный цвет, применив для очистки древний косметический рецепт индийских женщин. Одновременно вокруг дворца запретили передвижение любого транспорта, за исключением электрического.
Архитектура Тадж-Махала
Его составляют:
- Darwaza – главные ворота;
- Rauza – мавзолей;
- Masjid – мечеть;
- Naqqar Khana – гостевой дом;
- Bageecha – сад.
Комплекс открывается массивными мраморными воротами с изящными арками, башнями и маленькими 22 (по количеству лет строительства) куполами. На воротах высечены изречение из Корана, заканчивающееся словами Всевышнего, обращёнными к душе праведника «Войди в Мой рай!». За входом расположен 300-метровый сад с оросительным каналом и мраморным бассейном. Центральное сооружение комплекса Тадж-Махал – мавзолей, находится в глубине сада, являющегося дорогой к нему.
Беломраморный мавзолей построен на приподнятой огромной каменной платформе. Симметричное здание с арочным проёмом достигает высоты 74 м. Оно увенчано большим 35-метровым куполом в форме луковицы, окружённым четырьмя маленькими куполами. На их вершинах установлены позолоченные украшения, а на главном куполе – бронзовый исламский полумесяц (первоначально он был золотым). При наблюдении здание кажется воздушным благодаря одинаковой ширине и высоте, огромным нишам, прорезающим фасад, и главному куполу, как бы тянущем вверх всю конструкцию.
Вокруг – четыре 40-метровых минарета, немного отклонённые вовне. Это сделано специально на случай землетрясения с тем, чтобы обезопасить мавзолей. По обе стороны от него находятся мечеть и повторяющий её форму симметричный гостевой дом. Мечеть наиболее красива при закате, а гостевой дом – на рассвете.
Стены мавзолея расписаны традиционными для мусульманских религиозных сооружений растительными и геометрическими орнаментами. Они инкрустированы полудрагоценными камнями – яшмой, нефритом и жёлтым мрамором. Мастерство создателей поразительно: некоторые декоративные элементы размером 3 см содержат более полусотни драгоценных инкрустаций. Пространство вокруг арочных проёмов покрыто надписями с сурами из Корана. Все они кажутся одинакового размера. Эта оптическая иллюзия создаётся увеличением размера шрифта и межбуквенного расстояния по мере удаления от пола.
Под главным куполом находятся кенотафы (ложные надгробия) Мумтаз Махал и Шах Джахана, украшенные орнаментами и инкрустациями. Саркофаг Шах Джахана, сооружённый позже, единственный асимметричный компонент во всём комплексе. Стены погребального зала покрыты орнаментами из каменных цветов. Настоящие могилы расположены под главным залом внутри цокольного этажа, и закрыты для посетителей.
Преобладающую часть территории комплекса занимает сад – символ рая, куда вознеслась Мумтаз Махал. В планировке доминирует священная в мусульманстве цифра 4. Центральный водоём с каналами делит сад на 4 части. В каждой из них 16 клумб, разделённых пешеходными дорожками. Симметрично высаженные кипарисы символизируют смерть, а фруктовые деревья – жизнь. Тёмные кипарисы усиливают блеск мрамора. Водная поверхность не только копирует прекрасный памятник и небо, но и добавляет мягкую подсветку снизу.
Путешествие в Индию
Из Дели в находящуюся в 200 км от столицы Агру можно доехать несколькими способами:
- поездом Shatabdi Express, отбывающим от New Delhi Station в 6:00 утра; время в пути – 2 часа, цена билета в вагоны разного класса – 400 INR – 750 INR (индийских рупий);
- поездом Taj-Express от Nizamuddin Station в 07:15, прибывающим в Агру через 3 часа;
- автобусом экспресс за 3 часа;
- на такси за 2000 INR.
Из Агры в Тадж-Махал можно доехать на рикше или такси. Рекомендуется пользоваться услугами государственных prepaid-такси, отличающихся умеренной ценой – 150 INR, и порядочностью водителей. Билет на поездку нужно купить в кассе, находящейся прямо напротив выхода из железнодорожного вокзала Агры.
Тадж-Махал открыт для посещения ежедневно, кроме пятницы и месяца Рамазан, с 6 до 19 часов. В вечернее время с 20:30 до полуночи памятник можно посещать 5 дней в период полнолуния. Разрешены съёмки любительской аппаратурой, но только от входа: они обойдутся в 25 INR. Билет за 750 INR необходимо приобрести за день до посещения по адресу 22, The Mall Road в Archaeological Survey of India office. Водители рикш знают это место как Taj Mahal Office.
Фотографии
Это интересно