Что такое Сикстинская Капелла Микеланджело

Сикстинская капелла Ватикана знаменита уникальными по красоте и производимому впечатлению фресками Микеланджело. Они изображают прошлое и будущее человечества.

Капелла носит имя своего основателя. Она строилась в неспокойный период конца XV в. Предполагалось, что при необходимости в ней сможет укрыться понтифик со свитой. Поэтому Cappella Sistina снаружи больше похожа на бастион, чем на церковь. Где именно находится Сикстинская капелла? Это серое неприметное снаружи здание примыкает к Собору св. Петра. Его стены после постройки были покрыты фресками известных итальянских художников, включая Боттичелли и Перуджино.

В начале XVI в. на своде капеллы образовались трещины. Произведённый ремонт испортил рисунок потолка в виде звёзд в ночном небе. В 1508 г. Юлий II решил заказать новую роспись великому скульптору Микеланджело Буонаротти. Четверть века спустя мастер дополнил своё творение приалтарной фреской «Страшный суд», заказанной ему Папой Климентом VII.

Сикстинская капелла – одно из двух (наряду со станцами Рафаэля) главных сокровищ музеев Ватикана. Все экскурсии по музейному комплексу заканчиваются в Сикстинской капелле. Здесь проводятся важнейшие собрания (конклавы) кардиналов, выбирающих нового понтифика.

Интересные факты о Сикстинской капелле

  • Размеры капеллы повторяют длину и ширину иерусалимского храма Соломона – 41 и 13,5 метров соответственно.
  • Микеланджело, создавший один из величайших живописных шедевров человечества, считал себя скульптором, а не художником.
  • Титанический 4–летний труд по росписи потолка капеллы серьёзно подорвал здоровье мастера.
  • Фрески Микеланджело оказались чрезвычайно устойчивыми. До нас не дошёл лишь небольшой фрагмент «Всемирного потопа», отвалившийся от потолка при взрыве порохового склада в XVII в.
  • Великая картина Рафаэля «Сикстинская мадонна» не имеет никакого отношения к капелле. Участие художника в её интерьере минимально: гобелены капеллы были вытканы по его эскизам.
  • Некоторым духовным сановникам, наблюдавшим за процессом создания фрески «Страшный суд», не понравились неприкрытые гениталии многих фигур. В отместку Микеланджело поместил на фреску одного из критиков – церемониймейстера двора Чезена. Он изображён судьёй мёртвых царём Миносом с ослиными ушами и гениталиями, скрытыми за змеёй. На жалобу Чезена Папа Павел III ответил, что не властен над Адом.
  • Ещё при жизни Микеланджело, в 1560 г., Пий IV приказал прикрыть гениталии обнажённых фигур фиговыми листками. Узнав об этом, художник сказал, что куда труднее придать пристойный вид земному миру. Большинство фиговых листков удалили только в конце XX в., при масштабной реставрации.

Росписи фресок итальянских художников

Стены капеллы опоясывают 12 сохранившихся фресок из первоначальных 16. На южной стене расположено 6 изображений ветхозаветной истории Моисея. Две из них принадлежат Боттичелли. Это – «Избиение младенцев и призвание Моисея» и «Возмущение законами Моисея». Две фрески – «Переход через Красное море» и «Дарование заповедей» выполнил Россели. Перуджино нарисовал «Обрезание сына Моисея», а Синьорелли – фреску «Смерть и завещание Моисея».

На северной стене находятся новозаветные фрески. Кисти Перуджино принадлежат «Крещение Иисуса» и «Передача ключей Петру». «Призвание первых апостолов» – работа Гирландайо, а «Искушение Христа» – Боттичелли. Россели представлен фресками «Нагорная проповедь» и «Тайная вечеря».

Завершающие эпизоды этих циклов, изображённые на восточной стене – «Спор у тела Моисея» Синьорелли и «Вознесение Христа» Гирландайо, не сохранились. После их разрушения они были воссозданы менее известными живописцами. Ещё двумя фресками Перуджино пожертвовали ради «Страшного суда».

Потолок Сикстинской капеллы

Центральную часть потолка занимают панно с иллюстрациями событий, описанных в ветхозаветной Книге Бытия. Хронологически они предваряют сюжеты росписей боковых стен. К ним относятся 9 фресок. Три из них иллюстрируют создание Творцом Небес и Земли:

  • «Отделение света от тьмы»;
  • «Отделение суши от вод»;
  • «Сотворение светил и планет».

Следующие фрески посвящены сотворению первых людей и грехопадению:

  • «Сотворение Адама»;
  • «Сотворение Евы»;
  • «Грехопадение и изгнание из Рая».

Последние три относится к истории Ноя. Это:

  • «Потоп»;
  • «Жертвоприношение Ноя»;
  • «Опьянение Ноя».

Каждая фреска – живописный шедевр, но пальму первенства искусствоведы отдают работе «Сотворение Адама». Она поражает красотой и гармоничностью позы Адама, которому его Создатель передаёт жизнь касанием руки.

Большинство исследователей в женщине, находящейся рядом с Творцом, склонны видеть образ Софии – Божественной мудрости.

Центральные фрески окружены изображениями других библейских персонажей, пророков и сивилл (прорицательниц), а также медальонами с религиозными сюжетами. В этих картинах отражена история человечества после утраты Рая. Пророки и сивиллы символизируют её главное грядущее событие – пришествие Спасителя.

Фреска Страшный суд Микеланджело

Эта масштабная фреска на алтарной стене посвящена новозаветным предсказаниям будущего человечества. Его ожидает апокалипсис, второе пришествие Христа и Страшный суд. В центре потрясающей динамизмом и выразительностью композиции – грозная фигура Христа. Он вершит суровый суд над людьми соответственно их земным деяниям. Рядом с Ним – Богоматерь.

В верху композиции – ангелы, опрокидывающие крест и символ земной власти – колонну. В нижней части показаны апокалиптические сцены конца времён с трубящими ангелами, праведниками на небесах и грешниками в аду. А в лике апостола Варфоломея, находящегося недалеко от Христа, мастер изобразил собственное лицо.

Как попасть в Cикстинскую капеллу?

Отдельного входа в неё нет, поэтому добираться нужно до ватиканских музеев. Для этого можно использовать:

  • метро линии A до станций Musei Vaticani, San Pietro или Ottaviano;
  • трамвай № 19 до Piazza Del Risorgimento;
  • автобусы из разных районов города – № 49 до самого входа, №№ 81, 32, 492, 990 и 982 до Piazza Del Risorgimento, №№ 990 и 492 до Via Leone.

Часы работы музеев – 9:00 – 18:00, но кассы и вход закрываются в 16:00. Выходной день – воскресенье, исключая последнее в месяце. В этот день посещение бесплатно, но только до 12:30. Музеи закрыты в религиозные праздники. За билетами, стоящими 16 EUR, часто бывают большие очереди. Меньше народу перед открытием и в послеобеденное время.

Больше всего посетителей в среду – день папской проповеди на Piazza San Pietro.

Билеты лучше приобретать заранее в онлайн на сайте музейного комплекса или тут. Правда, придётся заплатить дополнительные 4 EUR. Купленный онлайн билет обеспечит отдельный вход. Отзывы посетителей Сикстинской капеллы, воспользовавшихся этой услугой – сугубо положительные. Обязательный дресс-код исключает шорты, открытые плечи и колени. Сумки, особенно большие, тщательно проверяются.

Для того чтобы посещение Сикстинской капеллы было максимально познавательным и информативным, рекомендуется воспользоваться очень удобным виртуальным туром на сайте Ватикана по ссылке. Непосредственно в капелле рассмотреть потолочные фрески в таких подробностях невозможно.

У входа в музеи за 7 EUR можно получить русскоязычный аудиогид под залог паспорта. Возврат аудиогида и паспорта производится не там же, а на выходе из музеев в специальном пункте. Можно также заказать экскурсию работающим в Риме русскоязычным гидам.