Церковь Святого Марка

Церковь Святого Марка – религиозная и историческая достопримечательность, расположенная в Итальянском городе Венеция.

Многочисленные мозаики церкви Сан-Марко поражают мастерством авторов, а их сюжеты заставляют задуматься. В стенах кафедрального собора находятся мощи Святого Марка, возможность лицезреть которые привлекают сюда тысячи паломников. Ценности и предметы старины были доставлены сюда из Константинополя еще во времена Крестовых походов. В наши дни церковь находится под охраной ЮНЕСКО как объект Всемирного наследия.

Увидеть, какой была несколько веков назад базилика Сан-Марко можно на картинах, посвященных Венеции. Она гармонично смотрится и на полотнах, передающих романтичную атмосферу города, и там, где запечатлены какие-либо исторические события. Собор в своих творениях неоднократно воспевали поэты. Упоминания о нем находим не только в книгах религиозной тематики, но и в художественной литературе. Например, своими впечатлениями о храме поделились с читателями Чарльз Диккенс и Джордж Байрон.

Истории собора Святого Марка

Многие религиозные сооружения Европы строили на месте более древних святилищ. Собор Святого Марка не исключение – на месте современного храма ранее была расположена базилика, предположительно датирующаяся 832 годом. Сохранилась лишь древняя каменная кладка, обнаруженная во время очередной реставрации. На основе находок археологи смогли предположить, как именно выглядела церковь много веков назад. Это была классическая латинская базилика, купол которой возвышался над тем местом, где сейчас хранятся святые мощи.

С тем, как именно они попали в Венецию, связано известное предание. Его сюжет стал темой для мозаик, расположенных над центральным входом. Местные купцы, прибывшие в Александрию, узнали о разрушении многих христианских храмов. На их месте мусульмане возводили свои религиозные сооружения, а часть древних святынь христианского мира была уничтожена. Купцы отважились спасти мощи апостола Марка, с которым было связано распространение веры на их родной земле. Для того чтобы избегнуть досмотра, ценный груз прикрыли свиными тушами – к подобному товару местные досмотрщики не стали бы прикасаться. После описанных в легенде событий Святой Марк стал покровителем этого итальянского города, а его символом – крылатый лев, также связанный с евангелистом.


Во время одного из конфликтов претендентов на власть во дворце дожей начался пожар. Он перекинулся и на базилику Сан-Марко, расположенную рядом. Через некоторое время ее полностью восстановили, украсив фасад здания мозаичными композициями. На протяжении веков церковь изменяли и достраивали под началом талантливых архитекторов, среди которых были такие гении как Якопо Сансовино и Бальдассар Лонген.

Собор вплоть до начала 19 века считался базиликой при дворце дожей. В его стенах проводилась торжественная церемония принятия власти новым главой Венецианской республики, во время проведения которой местные жители могли воочию увидеть правителя. Здесь также проводили и другие официальные церемонии. Считалось важным дать благословение выступающим военным отрядам именно в этом храме, а в случае удачного завершения похода – продемонстрировать знамена поверженных врагов.

Реликвии хранящиеся в стенах храма
За тем, как расходуются средства, выделенные на собор, хранятся ценности и реликвии следил прокуратор. Человек, занимающий эту должность, имел большое влияние в Венецианской республике и мог претендовать на власть. На территории, прилегающей к храму, находилось трёхэтажное строение, которое было в пожизненном распоряжении прокуратура. В наши дни подобные функции (организация реставрационных работ, осуществление контроля за состоянием достопримечательности) выполняет соответствующее управление.

Богатая сокровищница находится в комнатах, которые соединяют храм и роскошный дворец дожей. Вход в нее украшает древняя мозаика, выполненная в 13 веке. На ней изображены ангелы, спасающие из пламени церковные реликвии. Она возвращает нас к тем печальным событиям, когда древняя базилика сильно пострадала из-за пожара. До наших дней дошла лишь часть ценностей. Многие из них были разграблены, а значительную часть драгоценностей продали для того, чтобы собрать средства на проведение реставрации. Большинство реликвий, находящихся в стенах собора, были собраны во время крестовых походов. Некоторые из них заслуживают особого внимания. Например, икона Богородицы Никопеи, на которую возлагали большие надежды войска византийского императора. Солдаты разных чинов, желая остаться живыми и невредимыми в очередном бою, возносили свои молитвы образу Богоматери. Она попала в стены церкви вместе с другими трофеями из 4-го крестового похода. Раньше увидеть икону можно было только в дни значимых религиозных праздников, а сейчас она выставлена на всеобщее обозрение после проведения реставрационных работ. Квадрига, размещенная на одном из балконов собора, со временем стала одним из нескольких символов Венеции. Еще Петрарка писал о реалистичности этой античной скульптуры. Бронзовых коней вывозили из Италии по распоряжению Наполеона, но после разгрома его войск вернули на прежнее место.


Золотой алтарь, датирующийся 10-12 веками, был выполнен выдающимися мастерами Византии. Его миниатюры повествуют о значимых в христианском мире событиях, великих праздниках и, конечно же, жизни Святого Марка.

Отдельного внимания заслуживает музей, основанный в 19 столетии. Здесь все желающие смогут больше узнать об истории церкви. Коллекция постоянно пополнялась, из-за чего он несколько раз «переезжал» в различные помещения. Здесь можно увидеть дошедшие до наших дней фрагменты древних мозаик, старинные иконы и гобелены. Ценными экспонатами являются алтарь, созданный Паоло Венециано в византийском стиле, и гобелены, на которых запечатлены события из жизни Иисуса Христа. До начала 16 столетия здесь располагалась библиотека, помещения которой украшали известные художники Италии. Помимо всего прочего она известна тем, что сам Франческо Петрарка передал в фонд документы и рукописи.

Архитектурные особенности храма
Собор имеет форму греческого креста, и изначально возводился с учетом некоторых особенностей церкви Святых Апостолов, расположенной в Константинополе. Пол базилики украшен мозаичными узорами, часть которых создал Паоло Уччелло – талантливый итальянский художник. Использованы различные геометрические орнаменты, рисунки животных и растений, выложенные из небольших мраморных кусочков.

Звонница, построенная в 16 столетии, помимо прочего выполняла функцию маяка. Благодаря дополнительному оснащению она служила ориентиром для прибывающих судов. В начале прошлого века удалось воссоздать ее точную копию.


Специалисты затрудняются выделить единый архитектурный стиль, к которому относилась бы современная базилика Сан-Марко. Это неудивительно: ее строительство, дополнение внешнего убранства и внутренней планировки длилось около пяти веков. Смешению различных стилей также способствовало и использование различных материалов, таких как мрамор с Востока, барельефы из Греции и Италии, а также скульптуры авторства византийских мастеров. При этом церковь выглядит гармоничным строением, за что стоит отдать должное выдающимся архитекторам, работающим в разное время над возведением этого значимого в культурной и религиозной жизни Венеции сооружения.

О преобладающем влиянии византийского стиля можно говорить исходя из общих очертаний церкви, куполов и мозаик, ставших так называемой «визитной карточкой» церкви. Вместе с тем колонны, напоминающие об эпохе Античности, готичные башни, которыми украшен главный фасад, общая пестрота и использование позолоты в декоре образуют уникальный в своем роде архитектурный шедевр.

Это интересно