Праздники Камбоджи

Камбоджа маленькая, но колоритная страна и тут есть свои обычаи, праздники и фестивали, с которыми мы и познакомимся в этом обзоре.

Буддистский праздник Меака Бочеа

Меака Бочеа для камбоджийцев – важный государственный и религиозный праздник.

Праздник проходит в полнолуние, в третий месяц от начала года по кхмерскому календарю (конец января, февраль – начало марта).

Праздник посвящен последней проповеди Будды, в которой он сформулировал три основных принципа буддизма: отвращение от всякого зла, свершение благих дел и очищение разума. По легенде проповедь была произнесена в месяц магха (меак), в один из дней полнолуния. В этот же день Будда предсказал дату своей смерти (перехода в нирвану) и дату возрождения, которая также отмечается в Камбодже как национальный праздник Висака-Бучеа.

Полнолуние в буддизме считается святым днем, когда следует каяться в грехах и свершать благие дела. В этот день открыты все камбоджийские храмы и пагоды, в которых можно наблюдать красочные церемонии, полные духовного таинства. Можно рассматривать церемонии снаружи, а в некоторых храмах именно в этот день небуддистам разрешается наблюдать закрытые церемонии. Шествия верующих сопровождаются запахом ароматических палочек и цветущего лотоса, который трижды проносят вокруг храма (в честь Будды, его учения и монашеской жизни).

Размах празднества зависит от места его проведения: в горах Удонг, что на севере Пномпеня, в этот день собираются сотни монахов и чиновников. Они приветствуют туманный рассвет в горах, сжимая в руках цветки лотоса, и проводят пышные ритуалы, посвященные Будде и Меака Бочеа.

Чнам-Тмай или Чаул-Чнам (Кхмерский Новый год)

Чнам-Тмай или Чаул-Чнам в буквальном переводе с кхмерского означает "вход в новый год". Примечательно, что кхмерский Новый год совпадает с традиционным солнечным новым годом в некоторых частях Индии, Непала, Шри-Ланки, Мьянме и Таиланде. Праздник длится около 3 дней, каждый из которых имеет свой смысл и название.

В течение празднования Нового года улицы переполнены веселыми и нарядными компаниями, которые проводят время за танцами и играми. В эти дни в пагоды и храмы приносят цветы и благовония, здесь слушают праздничные проповеди и поздравляют друг–друга с началом нового года.

Первый день (Chaul Say Thmay Kran) обычно приходится на 13 – 14 апреля, – конец сезона сбора урожая, перед началом сезона дождей. День означает конец года и начало нового. В это время надеваются новые праздничные одежды, перед ликами святых зажигаются свечи и ароматические палочки, а члены каждой семьи отдают дань уважения, стоя на коленях перед изображением Будды. На удачу принято умываться святой водой утром, обтираться ей в полдень, и омывать ноги перед сном.

Второй день праздника – Wanabat. В этот день у храмов устраиваются красочные шествия, а также принято заниматься благотворительностью, отдавая вещи и деньги менее успешным согражданам, беднякам и слугам. Также это день поминания предков, для чего семьи выезжают в храмы и монастыри.

Третий день празднования Нового года – Vearak Loeng Сак – день "купания Будды". Верующие в этот день омывают изображения Будды ароматизированной водой как символ уничтожения всех дурных событий. Для детей и туристов это веселый день, похожий на славянский Ивана Купалу: обливание друг–друга водой в это время по поверью принесет долголетие, удачу, счастье и благополучие в жизни.

Праздник Висака-Бучеа (День рождения Будды)

Висака-Бучеа или Ван Пра Яй отмечается в честь трех основных событий из жизни Будды: его рождения, просветления и кончины (ниббаны). Этот день отмечается верующими на протяжении многих веков, но официально был признан праздником после первой конференции Всемирного братства буддистов в 1950 году.

Сегодня Висака Бучеа – один из главных праздников в мире буддизма и даже признан ЮНЕСКО как "День всемирного культурного наследия".

Праздник длится почти неделю и почти всегда выпадает на день полной луны шестого лунного месяца (май) согласно лунному календарю. В этот день все население Камбоджи в нарядных и красочных одеждах отправляется в украшенные цветами храмы для специальных церемоний, где слушают проповеди и вносят пожертвования. Во время этого праздника, последователи буддизма прибывают в священных пагодах до рассвета при зажженных свечах с обязательным шествием вокруг главных храмов: три раза по часовой стрелке, держа палочки благовоний, зажженные свечи и бутоны лотоса.

По окончании священных молебнов прихожане выставляют для послушников и монахов праздничное угощение и преподносят им подарки в знак послушания наставлениям Будды чтить монашескую общину как драгоценность.

7–9 октября — Пчум-Бен (День поминовения усопших)

С конца сентября до середины октября месяца большинство камбоджийцев участвует в фестивале Пчум-Бен , празднуя поминовение усопших. В среднем празднования длятся около 15 дней, в течении которых жители столицы возвращаются в на свою родину, и посещают пагоды и храмы, совершая подношения умершим. Считается, что если проигнорировать празднество, духи ушедших родных будут проклинать и беспокоить родных в течении всего года.

Заключительный день фестиваля и называется Пчум-Бен. В это время празднующие собираются в храмах одетые в традиционные траурные цвета (для Камбоджи это белый). Обойдя трижды вокруг храма, нарядные прихожане с цветами в волосах заходят внутрь. Старейшины семей зажигают свечи и благовония, приглашая умерших на пир. В пагоды приносится большое количество еды, чтобы облегчить переход усопших к следующему этапу их пути. Пища – один из способов это сделать как символ откупа от злых духов. Передача пищи происходит при посредничестве монахов: считается, что насыщая послушников, можно облегчить кармическую судьбу своих предков.

Находясь в Камбодже в день поминовения усопших, и желая посетить пагоду необходимо встать очень рано и одеться в соответствии с местными традициями либо просто в белое. Туристам не обязательно приносить с собой еду, но рекомендуется принести некоторые монет любого номинала, чтобы оставить в качестве пожертвования на храм.

29 октября — Годовщина коронации короля

Коронация Его Величества Нородома Сиамони, короля Камбоджи, в свое время была объявлена общенациональным праздником. Это официально нерабочий день, в который Нородом Сиамони произносит торжественную праздничную речь перед подданными, верующие посещают храмы, делая подношения.

Обычно празднование проходит в Королевском дворце, где присутствуют члены королевской семьи и высокопоставленные должностные лица.

Тысячи людей под национальными и королевскими флагами собираются перед Королевским дворцом, чтобы провести праздник, увидеть и услышать выступление короля.

Сиамони не был воспитан в придворных кругах, он не имеет опыта в политике и проводит много времени вдали от Камбоджи. Он был выбран в качестве компромиссного варианта среди своих братьев и сестер.

Король прекрасно выполняет свою церемониальную роль и это служит камбоджийскому национальному единству. Монархия пользуется популярностью среди сельской народа, городской бедноты, имеет поддержку церкви.

Хотя король Камбоджи и не имеет властных полномочий, он очень уважаем в народе как человек, политический деятель и представитель мира культуры (Нородом Сиамони – бывший балетный танцор). Король активно занимается гуманитарной деятельностью, помогая бедным слоям населения и пострадавшим от стихийных бедствий.

В этот день в столице закрыты административные учреждения и даже основная часть магазинов, повсюду видны портреты Его Величества, в парках, садах и на площади Независимости развешаны приветственные и поздравительные плакаты

Иногда перед Королевским дворцом проходит церемония пожертвования пищи и других предметов первой необходимости для буддийских монахов, которые после также вознесут молитвы в честь короля.

31 октября — День рождения короля-отца

Жители Камбоджи необычайно благодарные люди, они помнят добрые дела, сделанные для них и простыми людьми, и членами королевской семьи. Так, жители столицы с размахом справляют день рождения Нородома Сианука – короля–отца, правившего с 1922 г. по 2004 г.

Этот человек сделал для своей страны очень многое, а главное, во время его правления Камбоджа получила независимость и перестала быть колонией Франции.

Празднование проходит очень весело и с большим размахом. Пномпень украшают портреты короля–отца, на зданиях горят праздничные огни, а улицы полнятся нарядными гражданами всех возрастов с национальными флагами, которые гуляют и славят короля–отца. Члены королевской семьи тоже не чуждаются веселья – здесь принято не только сидеть за праздничным торжеством, но и участвовать в песнопениях и танцах наравне со всеми.

По всей столице, на набережной и, конечно, напротив Королевского дворца зажигаются фейерверки, а сам дворец открыт для посещений жителями и гостями города.

Празднование начинается очень рано, с 6.30 утра. Студенты, скауты, полиция и военные в форме держат в руках цветы, флаги и портреты королей, встречая членов королевской семьи и чиновников. Повсюду звучит национальная музыка, звучат обращения официальных лиц, а сама церемония проходит в очень теплой обстановке.

Начало (середина) ноября – Праздник воды (Водный фестиваль) Бом-Ом-Тук

Для жителей Камбоджи, Фестиваль воды (Bon Om Touk или Фестиваль гонок на пирогах) в Пномпене – один из самых великолепных праздников, отмечаемый в октябре или ноябре каждого года. В течение трех дней граждане Пномпеня, а также туристы и приезжие из разных провинций собираются в столице, чтобы веселиться днем и ночью. С одной стороны праздник посвящен концу сезона дождей, а также местным водоемам, дающим каждый год хороший улов.

Фестиваль воды имеет и свою длительную предысторию. Сама церемония праздника воды напоминает подготовку к бою. Согласно истории, праздник воды отмечается в честь победы камбоджийских военно-морских сил в XII веке. Кхмерские короли всегда чествовались соревнованиями в парусном спорте. Победивший получал титул Чемпиона парусного сражения – этому посвящены многие изображения древних кхмеров.

Сегодня помимо самой регаты, фестиваль воды также включает в себя три основные церемонии: Loy Pratip, Sampeas Preah Khe и Ork Ambok.

Церемония длится три дня, чтобы дать возможность участвовать в соревновании всем претендентам и на разных типах судов: пирогах и гребных лодках. Каждая лодка укомплектована 30–40 мужчинами или женщинами. Победителей гонки символически вознаграждают алкоголем, деньгами, одеждой, рисом и т.п.

В ночное время (с 19.00) под полной луной река освещается огнями на лодках, которые медленно и плавно перемещаются на поверхности воды. В конце праздника в небесах под громкие аплодисменты возникают многочисленные красочные фейерверки.

Это интересно