Музей диалога

Музей диалога позволяет зрячему человеку лучше почувствовать то, что ощущают в своей жизни слепые люди.

За любопытным названием «Диалог в темноте» скрываются сразу несколько одноимённых проектов: музей, тренинг, выставка и франшиза организации под названием Dialogue Social Enterprise GmbH. Эти проекты созданы с целью стереть социальные барьеры между слепыми и зрячими людьми, продемонстрировать повседневный образ жизни незрячих и слабовидящих. Основателем концепции «Диалога в темноте» выступил Андреас Хайнеке – немецкий журналист, менеджер и социальный предприниматель, который претворяет в жизнь проекты по интеграции в общество представителей различных уязвимых групп населения.


В 1988 году Хайнеке приступил к работе в Ассоциации слепых во Франкфурте-на-Майне. Здесь он осуществлял деятельность различного рода по помощи незрячим людям. Например, благодаря помощи со стороны крупной компьютерной компании, он трудился над созданием электронных приспособлений для слепых людей, занимался публикацией электронной газеты и цифровых справочников, а также сформировал базу данных, содержавшую объявления о работе. Таким образом, постепенно он приходил к мысли о том, что помощь слепым и слабовидящим людям должна заключаться не в «служении» им, а в их интеграции в общество, налаживании взаимодействия со зрячими людьми – чтобы те не боялись незрячих и охотнее шли на контакт с ними. Помимо этого, Хайнеке изучал воздействие стрессовых ситуаций на то, как человек воспринимает окружающий мир. Как он смог выяснить, когда человек проходит через опыт переживания нестандартных ощущений, это помогает лучшему усвоению информации, а также сведению на нет стереотипов.


Вышеперечисленные идеи в итоге привели к созданию выставки в Гамбурге в 1988 году. В рамках этого проекта посетители в условиях кромешной тьмы сталкивались с теми или иными ситуациями, которые могут произойти в повседневной жизни, и учились их преодолевать благодаря подсказкам тренеров, в роли которых выступили слепые люди. В качестве примеров таких ситуаций были взяты поход в город или кафе, прогулка по парку.


Созданная в 1988 году выставка приняла посетителей и во многих других странах, помимо Германии. Впоследствии, в 2000 году, на основе данной выставки в Гамбурге появилась ассоциация под названием Dialogue in the Dark for the Promotion of Social Creativity. В 2005 году Хайнеке создал во Франкфурте-на-Майне так называемый «Музей диалога» – на постоянной основе. Сначала предполагалось, что данный музей будет функционировать в течение пяти лет, однако позже проект сделали бессрочным. В данном учреждении работает несколько десятков человек, часть из них – слабовидящие или слепые. Помимо этого, функционированию музея помогают и люди со стороны.


Музей диалога погружает своих зрячих посетителей в уникальную атмосферу, отличную от той обстановки, к которой они привыкли в своей повседневной жизни. Перед началом самой экскурсии посетителям выдаются трости, помогающие ориентироваться в темноте. Вошедшие внутрь залов, постепенно привыкающие к темноте экскурсанты в необычной для себя обстановке делают обыкновенные вещи, которые они постоянно совершают в повседневной жизни. Разница по сравнению с обычной жизнью лишь в том, что здесь всё происходит в темноте, а значит, и эти, казалось бы, обыденные действия и ощущения воспринимаются иначе. Меняющееся звуковое сопровождение на протяжении экскурсии усиливает впечатление от получаемых ощущений, хотя и в том, что будут слышать экскурсанты, не будет ничего необычного. Звуки будут подбираться в соответствии с той местностью, которая будет имитироваться внутри помещения: например, парк, обстановка городской улицы, водная прогулка.


Ощущения как будто от реального посещения этих мест закрепляются за счёт разных форм восприятия. Помимо того, что здесь можно будет услышать звуки, свойственные этим местностям, посетителям также предоставится возможность потрогать разного рода вещи, повдыхать запахи, ощутить определённую температуру и почувствовать характерную поверхность под своими ногами, как будто дело действительно происходит не в помещении, а, например, на улице города. И всё это – вместе с предложенными попытками совершить в этих условиях различные действия, которые экскурсанты, как правило, делают в своей повседневной жизни, но там, вне музея, они при этом хорошо видят, что происходит. Когда экскурсия заканчивается, посетителям предоставляется возможность переключиться с той обстановки непроглядной тьмы, в которой они провели предыдущее время (от часа до полутора часов), и обменяться своими впечатлениями и мнениями по этому поводу.


В 2008 году Андреас Хайнеке вместе с супругой Орной Коэн основали компанию Dialogue Social Enterprise GmbH, в рамках которой объединили свои проекты, в число которых вошёл и «Диалог в темноте». Тогда же начали претворяться в жизнь идеи относительно бизнес-тренингов, имеющих под собой ту же основу, что и выставки – погружение зрячих людей в полную темноту, в условиях которой им предстоит выполнять определённые задания. На эти тренинги начала распространяться франшиза. Эти шаги позволили Хайнеке приступить к системной предпринимательской деятельности и дали дальнейшее развитие его проектам.


Концепция проекта «Диалог в темноте» оказалась достаточно востребованной. Подобные выставки организовываются и продолжают впервые открываться во многих других городах, находящихся на разных континентах. Многие зрячие люди, таким образом, благодаря этому проекту смогли получить уникальный опыт, побыв какое-то время, пусть и небольшое, на месте слепого человека. При этом, с другой стороны, многие незрячие и слабовидящие люди освоили профессию гидов на подобных выставках.

По понедельникам музей закрыт.
Адрес: Hanauer Landstraße 137-145, 60314 Frankfurt am Main
Телефон: +49 69 9043210
Электронная почта: info@dialogmuseum.de
Сайт музея: wwww.dialogmuseum.de

Это интересно