Фрама – музей в Осло

Иван Светлов • 5 мин. чтения 2424

Музей в Осло посвящённый истории норвежских полярных экспедиций, расположен рядом с музеем Кон-Тики, Норвегия.

Музей Фрама.

Причаливая к пирсу бухты норвежского города Осло, что на полуострове Бюгдей, невозможно не обратить внимания на большое желтое здание треугольной формы с надписью «FRAM». По-норвежски это звучит гордо и в переводе с этого языка означает «вперед». Под двухскатной крышей, будто уходящей в землю, находится самая ценная и дорогая сердцу каждого норвежца реликвия — корабль.

Небольших размеров судно, которое было построено на деньги норвежского кораблестроителя Колина Арчера. Шхуна имела назначение исследовать полярные широты. Благодаря трем великим мореплавателям: Нансену, Свердрупу и Амудсену — она имела честь быть увековеченной в анналах истории полярных исследований Северных широт.

Начиналось все так. Нансен Фритьоф собирался в очередную экспедицию, совершенно не зная, что его ждет впереди. Корабль начали строить специально для такого дела. Постройкой занимался близкий друг Нансена и его и единомышленник Отто Свердруп, с которым Фритьоф прошел на лыжах всю Гренландию. Арчер делал наброски и чертежи будущего судна, тесно сотрудничая при этом с путешественниками и согласовывая все детали.
Fram Museum, Visit OSLO
Нужно отметить, что Нансен был очень щепетильным и придирчивым человеком ко всему, что касалось путешествий с выходом в море. Он проверял лично обшивку корабля, простукивал каждое крепление, просчитывал воздействие трения судна об лед, для лучших показателей которого была придумана интересная конструкция низа судна. Нижняя часть до ватерлинии была очень сильно заужена книзу — это давало кораблю возможность при сковывании льдами подниматься наверх, избегая опасности быть стиснутым в ледовых глыбах.

Нансен занимался не только чертежами, но и продумывал разные варианты по оснащению корабля. Дошло до того, что он сам разработал горелку для плиты на камбузе, которая служила верой и правдой долгими полярными ночами. Когда все этапы строительства остались позади, и судно было готово к отплытию, было решено назвать его «Фрам».

Летом 1893 года состоялась первая экспедиция, где капитаном был назначен Свердруп. Экспедиция была весьма рискованна: нужно было пройти по русской Сибири, «вмерзнуть» во льды и лишь потом на дрейфующих льдинах достигнуть цели — Северного полюса. По стечению обстоятельств, не зависящих от пионеров-первооткрывателей, льдина прошла далеко от назначенного места. Нансен, при всей своей целеустремленности, пытался попасть на полюс пешком, но по неизвестным причинам повернул назад в Норвегию.

Попытка осуществить вторую экспедицию увенчалась успехом. В период с 1898 по 1902 годы был исследованы и нанесены на карту острова Канадского Арктического архипелага. Под чутким руководством капитана Свердрупа была проведена широкомасштабная разведка ранее неизвестных территорий. Капитан считался очень строгим и молчаливым человеком, и за его серьезность местное население дало ему определение как самого немногословного норвежца.
Панорамная прогулка по улицам возле музея
Третья экспедиция была самая опасная и держалась в секрете. Амудсен, который имел намерения добраться до Северного полюса, узнав о том, что его уже открыли, поменял радикально свои планы и отправился в Антарктиду. В октябре месяце на собачьих упряжках он достиг полюса, водрузив там флаг Норвегии.

После всех происходящих в прошлом событий, корабль «ФРАМ» встал на прикол. Постепенно время начало подтачивать его крепкие бока, и о судне на некоторое время забыли. Знаменательным для него стал 1920-ый год, когда было начато полное восстановление корабля с последующим решением норвежских властей сделать из него музей. В 1935 году он был установлен на специальный постамент в местечке Бюгдойнес. И только после этого строители приступили к возведению здания, в котором сейчас находится музей.
Музей Фрама на карте
Сооружение имеет несколько уровней, с которых можно рассмотреть более подробно все судно. Привезти домой его «частичку» мечтает каждый посетитель музея. Это вполне осуществимо благодаря небольшой сувенирной лавке, где продаются сувениры с «фрамовской» символикой.

По направлению к пристани вниманию туристов представлена небольшая шлюпка Йоа. С 1903 по 1906 год Амудсен совершил на ней переход через Северную Атлантику по направлению к Берингову проливу.

Стать свидетелем исторических событий, полностью погрузившись в их загадки, на полуострове Бюгдей легко. Достаточно открыть двери музея Фрама ...

Фотографии

Еще по теме

Поделитесь этим постом с друзьями!