Аврора Крейсер 1-го ранга Балтийского флота (музей)

Елена • 3 мин. чтения 242

В России существуют такие объекты, без которых сложно представить русскую историю, к таким объектам, в частности относится музей Крейсер Аврора.

Легендарный корабль является не просто боевой единицей, а символом эпохи. Примечательно, что он был свидетелем разных временных эпох и политических режимов. История крейсера началась в 1897 году, когда на фоне напряжённой политической и военной ситуации в мире на петербургской верфи по проекту К. М. Токаревского был сооружён бронепалубный крейсер. Своё имя корабль получил в честь парусного фрегата «Аврора», участвовавшего в Крымской кампании 1853-1856 гг. Кроме «Авроры» было сооружено ещё два корабля подобного типа – «Диана» и «Паллада».

Крейсер «Аврора» был спущен на воду в 1900 году, спустя три года – в июле 1903 года крейсер вступил в ряды боевой флотилии. Так называемое «боевое крещение» «Авроры» в составе Второй Тихоокеанской эскадры состоялось в ходе Цусимского сражения, которое развернулось в 1905 году между русским и японским флотом в ходе Русско-Японской войны 1904-05 гг. Но не только боевые заслуги прославили «Аврору», так, у неё была и вполне мирная миссия – так, в 1911 году корабль оказался в городе Бангкоке в Таиланде на коронации сиамского короля. Во время первой мировой войны «Аврора» участвовала в морских операциях на Балтийском море. Но свою главную роль крейсер «Аврора» сыграл в ночь с 24 на 25 октября (по новому стилю – в ночь с 6 на 7 ноября) 1917 года. С крейсера была передана радиограмма В. И. Ленина о победе в России пролетарской революции. «Аврора» должна была обеспечить свободное движение отрядов Красной гвардии по Николаевскому мосту, они должны были перебраться с Васильевского острова в центральную часть города. В 21.40 с носового орудия прозвучал памятный залп, который являлся сигналом к штурму Зимнего дворца. Далее последовал арест Временного правительства и установление власти большевиков на всей территории страны. После выполнения своей боевой задачи корабль разоружили, впоследствии боевые орудия вернули только перед Великой Отечественной Войной. Крейсер прекрасно показал себя, отражая неприятельские атаки в порту Ораниенбаума во время обороны Ленинграда.


После Победы 1945 года крейсер «Аврора» стал выполнять исключительно мирные функции. Он занял почётное место на Петроградской набережной, где размещается и поныне, в течение определённого времени курсанты Нахимовского училища использовали его в учебных целях. В 1956 году на крейсере был организован филиал Центрального Военно-морского музея. В 70-х гг. состояние знаменитого корабля оставляло желать лучшего – его собирались отправить в ремонт, но некоторые деятели истории и культуры стали выражать протест, опасаясь, что «Аврора» изменит свой исторический облик. Всё же подводную часть поменяли, но потом опять возвратили некоторые подлинные элементы крейсера.

В настоящее время в музее, который разместился во внутренних помещениях крейсера, представлены многочисленные документы, фотографии, вещи, связанные с историей «Авроры». Также проводятся экскурсии в боевую рубку, машинное и котельное отделения.

Еще по теме

Поделитесь этим постом с друзьями!