Флоренция и мечта Козимо Медичи

После падения Римской империи было много попыток возродить былую славу Италии, одной стал итальянский Ренессанс во главе с новым цезарем Козимо Медичи.

Козимо Медичи (1389-1464), старший сын банкира Джованни де Биччи, был счастливым обладателем дела своего отца и огромного состояния, что сделало его весьма влиятельной фигурой. Он был талантливым предпринимателем и, по своим собственным словам, большее удовольствие получал от самого предприятия, нежели от полученной прибыли.

В политически разношерстной среде Флоренции Козимо имел знакомства и связи с церковными кругами, цехами, элитой и был популярен среди простого населения. Все это помогло ему взять власть в городе, который он мечтал превратить в мегаполис, подобный древнему Риму. Что же он сделал?

Для окружающих Козимо Медичи представал как скромный и простой человек, без каких-либо политических амбиций и административного влияния. Флорентийцы видели исключительно скромного Медичи — всегда спокойного и просто одетого. Но за кулисами городской жизни он был полновластным правителем. Город-государство Флоренция до 1513 года была республикой с избираемым правительством — Синьорией.

Медичи с его практически бесконечными возможностями купил голоса и получил возможность назначать своих людей на любые должности.

В тоже время скромность Козимо склонила на его сторону симпатии простых горожан, а потому старой элите и богатым слоям люди часто предпочитали молодого энергичного банкира. При такой поддержке практически всех слоев населения Флоренции Козимо Медичи стал неофициальным правителем города. С республикой было фактически покончено и Медичи теперь имел полную свободу действий.

Монументальность личности Козимо Медичи проявилась во внешнем облике Флоренции. В конце Средних веков и в начале Эпохи Возрождения католическая церковь много проповедовала о пользе простой и даже бедной жизни, однако сама мало соответствовала этому принципу.

Сегодня сложно представить строительство памятников, монументов и даже соборов в качестве личных мемориалов. Строения были монументальные и требовали больших затрат. Одним из таких затратных долгостроев был собор Санта-Мария-дель-Фьоре.

В начале XV века Флоренция была одержима недостроенным собором. В течение более чем ста лет архитекторы строили стены здания, имеющие форму латинского креста. Однако большие сложности возникли при проектировке и возведении купола. Решить эту проблему взялся архитектор Филиппо Брунеллески (1377-1446), который много изучал классическую римскую архитектуру. Именно из римской архитектуры он взял рискованный, но революционно новый проект двойного купола, который был построен без использования строительных лесов к 1436 году.

Сегодня «Куполоне» (или «Куполище») является визитной карточкой Флоренции. И именно Козимо Медичи удалось убедить власти утвердить этот проект. Также флорентийский банкир стал основным спонсором этого строительства.

Свое внимание Медичи обращает не только на соборы, но и на светские строения. Медичи становится попечителем ряда строительных проектов, равных которых нет во всей Тоскане, да и во всей Италии. Один из них — Палаццо Медичи, построенный в 1460 году. Козимо выбрал скромный, но монументальный проект Микелоццо ди Бартоломео (1396-1472), близкого друга семьи Медичи. Также приложил свою руку к строительству упоминавшийся уже Брунеллески.

Палаццо Медичи — это, бесспорно, дворец очень могущественного человека. Для своих огромных размеров он выглядит непривычно просто и скромно. Грубый кирпич придает экстерьеру неповторимый вид, а стены не имеют практически никаких украшений. Здание дворца стало выражением личности своего основателя — монументальное, но скромное. Козимо был полностью ответственным за строительство.

Палаццо Медичи стал протитипом для всех дворцов, которые будут строиться в Италии в дальнейшем, его появление ознаменовало рождение стиля Козимо Медичи.

Медичи также вкладывал огромные деньги в искусство. В течение жизни он выделил более 600 тысяч флоринов на различные культурные проекты. Эта сумма в шесть раз превышает ежегодную казну Флоренции в те годы. Внутри Палаццо Медичи был богато украшен шедеврами, такими как, например, капелла волхвов, расписанная Беноццо Гоццоли (1421-1497).

Для дворца Козимо Медичи великий Донателло создал своего «Давида». У Медичи и Донателло, к слову, были очень теплые личные взаимоотношения. Банкир взял под свое крыло противоречивого и революционного для своего времени художника, обеспечив Донателло все условия для работы. Статуя Давида явилась первым изображением обнаженного мужчины со времен античности, ознаменовав обращение европейской культуры к своим римским и греческим истокам.

Козимо Медичи мечтал о Флоренции как о мощном политическом, финансовом и культурном центре. Под его опекой город действительно стал центром итальянского Возрождения: художники, архитекторы, писатели и гуманисты стекались сюда со всей Италии. Не будем преувеличивать заслуг Козимо, но он как защитник искусства дал мощный импульс для Ренессанса.

Медичи был как его дворец — простой снаружи и увлеченный, импульсивный и деятельный внутри, и неудивительно, что после смерти он был назван Pater Patriae – отец нации.

Сегодня во Флоренцию стекаются десятки тысяч туристов, чтоб окунуться в историю, великолепие и культурное богатство этого города. Была бы Флоренция такой, если бы не Козимо Медичи — большой вопрос.

Это интересно