Петровский док и страшные тайны

Иван Светлов • 11 мин. чтения 1622

Знакомство с историей Кронштадта ни для одного туриста не обходится без обязательного посещения Петровского Дока.

Перед туристами – главные ворота исторического памятника.


Туристам рассказывают историю возникновения этого дока. Велось оно в период с 1719 по 1752 год. Чертеж объекта был создан лично императором Петром I. По слухам, Петр принимал самое активное участие в сносе близлежащих построек и огородов, затрудняющих процесс строительства. Это вполне может оказаться достоверным свидетельством, учитывая привычку Петра самому вести дела по всей территории государства и лично контролировать особо важные проекты. Петр измерял глубину залива, строил Петергоф, завоевывал новые земли, а венчает все это, конечно, же – основание Петербурга.

У нас же получилось проникнуть внутрь дока. Территория эта имеет статус закрытой, и хорошо охраняется. Только благодаря убеждающим навыкам моего попутчика, было получено разрешение насладиться долгой прогулкой по Петровскому Доку. Такой экскурсии никто не проведет. Тем более после знакомства с доком в голове может родиться много спорных вопросов относительно реальных фактов используемых технологий.


Тот факт, что док представляет собой исторически и культурно значимое сооружение, никак не вяжется с тем, что нигде не отражена история его строительства. Больше того, хронология правления Петра достаточно туманна и неполноценна. Интересно, что возведение дока не фиксируют никакие документы этого времени, нет ни чертежей, ни гравюр с изображением строительства. То есть без всяких предпосылок вдруг, в один момент появился Петровский Док. Подобная завеса загадочности окутывает многие проекты 18 – начала 19 вв. Хоть это и достояние новейшего периода истории, оно так и остается пробелом. Сжатую до сухости историю можно найти здесь. Буду благодарен за указание на иные ссылки по этой теме.

Благодаря моему товарищу, мы смогли заглянуть в док и зафиксировать на пленку ценные моменты, касающиеся того, как люди в то время строили.


Речь об этих фактах пойдет в продолжении этой статьи. Сейчас хочется ответить на вопросы по поводу увиденного на территории Петровского Дока. Сначала о размерах дока: они такие впечатляющие для своего времени, что наталкивают на вывод о том, что возводился он для обслуживания заморских судов. Судами таких габаритов, насколько известно, Петра не располагал. Его «Ингерман» был наиболее крупным среди российских линейных кораблей.


«Ингерман-ланд» обладал следующими техническими параметрами: Его длина по ватерлинии составляла 46,4 метра, ширина – 12,3 метра, осадка – 5,4 метра. Корабль обладал водоизмещением в 1420 тонн и имел экипаж количеством 470 человек.

На самом же деле документально подтвержденные характеристики дока составляли: 384 метров длиной, 34 метра шириной, 10 метров глубиной (но даже и здесь имеет место быть определенная путаница согласно данным от некоего гражданина Крекшина Пётра Никифоровича).

В связи с этим кажется логичным задаться таким вопросом: для чего понадобились такие гигантские размеры, если в этот период нигде было не отыскать корабли, превышающие в длину 60 м., в ширину 16 м., осадку 8 метров (для сравнения, посмотрите параметры «Сантисима-Тринидад»)? У Петра не могло быть оснований для постройки такого производственного гиганта. Если все дело не в его взгляде примерно на 2 века в будущее и его предположении, что 19 век будет именно таких крупногабаритных кораблей. Хотя эти габариты можно было использовать для того, чтобы ставить суда в 2 ряда. Но далее – вопросы, на которые ответить крайне сложно.

План Петровского Дока:


1 – сам Петровский Док
2,3 - сухие камеры непонятного предназначения
4 - сухая камера, похожа на продолжающуюся часть оврага 5
6 - пруд
7 - пруд непонятного предназначения
8 - крестовина, сливной бассейн, поворотная площадка

А это памятная дощечка в честь Петровского Дока.


Утвержденные размеры касаются только дока № 1, а вот насчет тех, кто занимался перекрестием, история не очень-то разговорчива.
Особенности ландшафта приводит к мысли, что объекты № 4 и № 5 – части одного целого. Приглядевшись, можно увидеть, что насыпь и дорога (ул. Коммунистическая) рассекают это целое на две части. Какая в этом случае надобность в мосте через овраг № 5 да еще с достаточно внушительными опорной конструкцией?


Наличие резервуара 7 так же рождает неясности. Из-за того, что данная территория закрыта для посещений, он труднодоступен для исследования. Хотя на вид он похож на элемент Петровского Дока.

Отдельное слово нужно уделить перекрестию №2,3,4. Объекты №2 и №3 одинаковы по размеру (70 м. в длину и 15 м. в ширину). Для судов петровского флота подходят они идеально, за исключением одного недочета. В то время, как секция №1 дока имеет достаточно рабочего пространства, то секции №2 и №3 похожи на какие-то бесполезные отсеки. Центр крестовины №8.


Так отверстие выглядит вблизи, до спуска туда не дошло, ноябрьский день пролетает очень быстро.


При взгляде на рельсы становится ясным, что проложили их в одно время с теми, что в Петровском Доке, а именно в начале 20 века. В секции №1 можно наткнуться на без труда различаемую дату – «1914 год».


Еще немного об отверстии в секции №8. На первый взгляд это слив, хотя имеет сходство с тем, что могло остаться от фундамента некоего поворотного механизма. Секция №8 в радиусе составляет 50 метров. Трудно представить, как тут вертели корабли, чтобы переместить их в секцию №2 и №4. Хотя секция №4 точно составляла целое с секцией №5 и прудом. Естественно, площадь территории под секции заставляет поверить, что корабли все-таки каким-то образом вертели. Краткий обзор наружных составляющих Петровского Дока


Под ногами находится дно, вымощенное брусчаткой.


Лестницы, мегагранитные блоки, выложенные тремя рядами, дно канала и вид на него.


С помощью этого указателя регистрировали глубину.


Петли, впаянные в гранит, выглядят так, как будто производились в одно и то же время. Ворота – тоже история, покрытая мраком. Упоминания о том, когда ставили главные и северные ворота, отсутствуют. Ворота металлические, а значит могут датироваться 2 половиной 19 века, когда началось производство стали. Тем не менее, многие металло-гранитные конструкции как будто делались в одно время. Попробуйте представить, какой объем строительных работ был произведен во 2 половине 19 века, но об этом ничего нельзя доподлинно узнать. История скупится на факты строительства.


Так теперь выглядит нижняя часть ворот


По виду, вода в канал поступала через главные ворота (первая фотография). Они имеют отверстия, по которым шла вода, заполняла док, что приводило к открытию ворот. А вот вторые ворота, отделяющие секции друг от друга, сливных отверстий не имеют. Но для заполнения водой всех перекрестий дока необходимо открыть все внутренние ворота. Однако при подсчете количества ворот не составляет труда определить, что способ наполнения дока был другим. Но каким? На данный момент это остается тайной за семью печатями. Изначально материалом для лестниц служил гранит, затем бетон, но вернее всего – лестница из дерева, выполнявшая функцию страховки, если бетонная обрушится.


Орудий в Кронштадте хоть отбавляй.


Состояние стены со временем ухудшилось, и неизвестно, сколько метров кладки дальше.


Деревья лезут в каждую щелку.


Среди потрясающих архитектурных деталей – высокий уровень подгонки неподъемных гранитных конструктов. Щели настолько узкие, что и мох не заводится. Эти блоки лежат в основании, постоянно испытывая давление воды, но разрушений не видно. Это впечатляет.


В целях лучшего стекания воды с гранитных блоков применяются такие специальные желобки. Только это чудо – уже архитектурный штрих нашего времени. Или Петр упустил эту маленькую, но важную деталь в чертежах, ведь он самолично составлял чертежи судов и укреплений, а в доке упустил. Непохоже на Петра. Как ни крути, деталь не из петровской эпохи.


Такая панорама, если смотреть со дна канала в сторону южных ворот.


Таким образом кое-где наверху скрепляются блоки из гранита.


Вид на входные ворота.


Так выглядят заросшие секции №2 и №3.


Внешний вид секции №4. Так, сегодня Петровский Док можно назвать архитектурным достижением своей эпохи, бережно хранящим свои тайны сооружением. Это передовой проект, который в разное время подвергался переделыванию, о чем тоже мало что известно. К сожалению, историки никак не комментируют применение строительных технологий, которых в петровское время не было. Но об этом во второй части.

Еще по теме

Поделитесь этим постом с друзьями!